Выступление на конгрессе Европейской школы теософии - 14 октября 2019 года, Эритрея-Греция

Австрийский социолог Зигмунд Фрейд, известный во всем мире своим психоанализом, также известен своей книгой "Моисей Микеланджело" (1914), которая оказала огромную помощь в изучении истории искусства. Фрейд проанализировал реакцию человеческой психики на искусство через различные эмоциональные пласты, которые на жаргоне искусствоведов стали называться "структурализмом". Несмотря на отличную от него идею Жака Лакана о структурализме, наблюдение Фрейда исходит из тонкой истины человеческой психики. Генезис становления искусствоведения как научной дисциплины можно проследить до Эдуарда Герхарда (1795-1867). Теософия – собрание нестареющей эзотерической и оккультной мудрости – открыла новую фазу и новый рубеж, фактически следующий уровень, переосмысливая искусство, и добавила новое измерение к его содержанию и языку. Этот перевод положил начало новой революции в жанре экспрессии и визуального изображения человеческой психики. Как историки упустили этот важный этап в истории искусства, а именно эпоху духовного влияния на искусство, в частности влияние теософии на искусство, до сих пор остается загадкой. Период после Елены Петровны Блаватской с ее публикацией "Тайной Доктрины" (1888), через которую она ввела теософию в Западное полушарие, радикально повлиял на перемещение западной "мысли" с материального плана на духовный. Однако в последние годы пустота заполняется все больше исследованиями и дискуссиями о влиянии теософии на мир искусства. Как сказала Мирна Айад, директор Art Dubai (2018) - разгадывание секретов искусства, о которых не рассказываются в учебниках. История теософии и ее влияния на мировое искусство только начинается.

В начале 2015 года Кэролин Христов Бакарджиева, куратор 14-й Стамбульской биеннале 2015 года под названием "СОЛЕНАЯ ВОДА – ТЕОРИЯ МЫСЛЕФОРМ" (вдохновленная книгой доктора Анни Безант и картинами о мыслеформах), обратилась к мистеру Тиму Бойду, президенту Теософского общества в индийском городе Ченнай, с просьбой одолжить ей оригинальные картины "мыслеформ" для этого мероприятия. Поскольку оригиналы не были найдены, несмотря на поиски в Теософском архивном хранилище, ей пришлось в конечном итоге довольствоваться печатными копиями картин. Неутомимый Мистер Бойд, человек знания и теософской мудрости, хотя и дилетант в области искусства и музыки, нашел их несколько месяцев спустя в индийской штаб-квартире Общества в Варанаси, во время случайной беседы в лобби с австралийским теософом. Это был безмолвый переворот в художественных кругах этой части света, хотя и мало известный в общественной сфере. Эти бесценные картины теперь были восстановлены и сохранены для потомков в Адьяр-Ченнаи, штаб-квартире Общества. Картины – ручная работа группы художников-ясновидцев: Джона Варли (друга Уильяма Блейка), Принса и Макфарлейна, которые помогли автору донести до мира непостижимое абстрактное сокровище красок и измерений МЫСЛЕФОРМ. Бакарджиева, американка болгарско-итальянского происхождения и в настоящее время директор Кастелло ди Риволи в Турине, Италия, курировала выставку "Эмоции цвета в искусстве" марте-июле 2018 года. Многие художники и искусствоведы по всему миру начали заново открывать для себя до сих пор игнорируемое влияние теософии после 19-го века на художников в мире искусства. С тех пор как русский мистик и медиум Елена Петровна Блаватская представила теософию западному миру через свои монументальные трактаты "Разоблаченная Изида" и "Тайная Доктрина", западная мысль радикально перешла от разума, связанного с материальным, к освобожденному разуму духовного, эзотерическая древняя мудрость была теперь восстановлена, упакована и доставлена человечеству, оказав далеко идущее влияние во всех областях человеческого сознания. Мир искусства не был исключением, художники в Москве, Стокгольме, Париже, Амстердаме и Праге начали испытывать влияние теософии, и из ее глубоких корней возникло новое искусство абстракции, сюрреализма, кубического искусства и авангарда. Это влияние распространилось на Северную Америку, и несколько лет назад автор выступления осознал, посещая художественную школу в Буэнос-Айресе – крупнейшее художественное явление в Южном полушарии, что теософия оказала влияние на писателей, поэтов и художников и в Аргентине, так же как и в других южноамериканских странах.

Г-жа Сьюзен Гинзбург, искусствовед и куратор Нью-Йоркского художественного музея, в своей лекции в Восточном институте Камы в Мумбаи на тему "Искусство и теософия" проследила это влияние – ее диссертация была написана с точки зрения искусствоведа, хотя она утверждала, что не является членом [теософского – перев.] общества, впрочем г-жа Гаури Вишванатан, директор Азиатского института Колумбийского университета и член-корреспондент [музея ] Гуггенхайма, была одной из первых, кто открыл влияние теософии на искусство. В 2015 году они совместно организовали в октябре 2015 года в Йоркском университете Великобритании конференцию ТЕОСОФИЯ И ИСКУССТВО - ТЕКСТЫ И КОНТЕКСТЫ СОВРЕМЕННОГО ВОЛШЕБСТВА. Она является лингвистом и культурным антропологом, специализирующимся на Е.П.Б. и Ганди, а также на преобразовании и изложении теософии для более широких слоев общества (она выступила с докладом на эту тему в Колумбийском глобальном центре Мумбаи в августе 2018 года.) Сьюзен Гинзбург утверждает, что Ананда Кентиш Кумарсвами ( AKК), цейлонец английско-тамильского происхождения, вместе с Гарольдом Циммерманом и Денманом Россом,возглавляющим азиатское искусство в Бостонском музее, ранее проделал новаторскую работу по выдвижению в музее на первый план индийского и японского искусства. АКК присоединился к теософскому обществу 20 января 1907 года по просьбе доктора Анни Безант, а также был знаком с Бхагваном Дасом, хорошо известным теософом, и Ганди, во время его пребывания в Индии. Его книга "Введение в индийское искусство" была издана теософским издательством. Он также внес свой вклад в журнал "Теософ". Его эзотерическая интерпретация космической позы Натараджи Шивы -в его книге "Танец Шивы" - научно обоснована в книге Фритьофа Капры "Дао физики". Кумарасвами (АКК) приписывают то, что он познакомил Запад со средневековым южноазиатским искусством на основе своей метафизической интерпретации.

Подобно Стамбульской биеннале 2015 года, книга Мориса Тухмана «Духовное в искусстве 1890-1985 годов» вызвала новое измерение исследований на эту тему. В Музее Ламбаххаус в Мюнхене были представлены работы Хилмы Аф Клинт, стольгольмской художницы и теософа (известной своими сеансами и контактами с Адептами) в 2018 году, первая выставка в Латинской Америке, посвященная Хилме, состоялась в Пинакотеке де Сау Паулу в марте 2018 года под названием "Mundos Possivers/Возможные миры". - Современный проблеск Золотого рассвета. Марти Бакс курировал выставку "Теософия и искусство" в Нидерландах с участием Пита Мондриана. Падрейк Мур курировал «современный Панарион - проблески оккультизма в Дублине» в Дублинской городской галерее (2014). Все эти инициативы отражают растущее осознание воздействия теософии и ее влияния на мир искусства. Без сомнения, теософия открыла новые двери, как для мыслителей, так и для художников с далеко идущим влиянием. Финский искусствовед Сикстен Рингбом опубликовал книгу "Звучащий космос" – о спиритуализме Кандинского и генезисе абстрактного искусства, где он описывает решающее влияние теософии на Василия Кандинского, гения современной абстракции (Музей Гуггенхайма со своей коллекцией в Нью-Йорке и галерея Тейт в Лондоне показали его на выставке под названием "Путь к абстракции"). Линда Дамримпл Андерсон утверждает, что теософия внесла свой вклад в концепцию четвертого измерения в искусстве как пространственного, а не временного. Многие художники даже основали филиалы Теофического общества в своих странах, а именно витражный художник-символист литовского происхождения Казинеж Стабровский в Польше и Николай Райнов в Болгарии. Родившийся в Канаде художник Лорен Харрис (1885 – 1970), известный картиной "Атма, Будхи, Манас", был членом Теософической ложи Торонто, к которой он присоединился в 1924 году. Он основал Группу семи и трансцедентальную коммуну живописцев в Нью-Мексико. Вот некоторое представление о нескольких художниках, которые были затронуты теософией:

Василий Кандинский (Москва) 1866-1944

Кандинского называют отцом современной абстрактной живописи. Теоретик искусства, музыкант (фортепиано и виолончель) и живописец – он синтезировал музыку, цвет и духовность в своих картинах. Он открыл посредника, который передавал универсальное чувство духовности. Родившись в Москве у богатых родителей, он занялся юриспруденцией и имел процветающую практику, когда мир искусства начал страстно его притягивать. Он поступил в Одесское художественное училище, а в последующие годы стал преподавать в Бархаусе в Германии, и в это время вступил в контакт с немецким теософом Рудольфом Штайнером, что глубоко повлияло на его восприятие и содержание его картин. По словам финского исследователя Сикстена Рингбома, вездесущность жизни в материи – это одновременно Теософическое учение и принцип искусства в теории и практике Кандинского. Его картины были вывезены из послереволюционной (1917 г.) России и аналогичная судьба постигла их в Париже при оккупации нацистами. Около 159 его картин пропали без вести или были уничтожены во время открытых костров в Берлине. Наряду с другими художниками, его картины называли "вырождающимися". Кандинский высказал мнение, что каждый цвет живет своей таинственной жизнью. Он предложил "Gesamtkunstwerk" холистического искусства как концепцию синтеза в своих картинах. Его картины изображали высшее осознание космической истины. Музыка и цвета влияют на весь спектр его произведений. Он вступил в Теософское общество в 2009 году, а на следующий год, в 2010 – опубликовал свой трактат "О духовности в искусстве", где он говорит о внутренней жизни художника, которую он изображает через свои картины. Первоначально привлеченный к христианской эсхатологии (переходящий в стиль New Age), в более поздние годы он находился под большим влиянием Елены Блаватской и ее работ, а также на него повлияла книга Анни Безант "МЫСЛЕФОРМЫ". После нескольких лет в Москве, где он основал художественный институт, он вернулся во Францию, чтобы стать ее гражданином, в которой он и провел свои последние годы.

Пит Мондриан 1872-1944 (Амерсфорт, Нидерданды)

Одним из самых влиятельных художников своего времени и даже после него, как в континентальной Европе, так и за Атлантикой, был голландский абстрактный и символический художник и теоретик Пит Мондриан. Родившись в кальвинистской семье из Центральной Голландии, он находился под влиянием своего отца и дяди, которые были художниками и рисовальщиками. Он получил художественное образование в Королевской академии изобразительных искусств в Амстердаме. Он был основателем движения De Stijil (Стиль) - коллектива голландских художников, и считается, что он писал картины с уровня более Высокого Сознания. В 1909 году он вступил в голландскую секцию Теософского общества. Теософия оказала далеко идущее влияние на его картины, и его стиль претерпел радикальный сдвиг, поскольку он развивался, чтобы быть духовно вдохновленным. На самом деле все голландское сообщество художников находилось в то время под влиянием или изучала курс теософии, которая охватила всю Европу. Теософия стала новым гимном в художественных кафе разных эпицентров Европы. Книги Е. П. Блаватской и книга «МЫСЛЕФОРМЫ» были справочниками для некоторых из этих художников. Во время международного Теософского съезда 1904 года в Амстердаме в выставке приняли участие около сорока голландских художников. Он был тесно связан с немецким теософом Рудольфом Штайнером и общался с ним, часто ища подтверждения своего духовного выражения через искусство." Я хочу приблизиться к истине настолько близко, насколько это возможно, и поэтому я абстрагирую все, пока не достигну фундаментального качества объекта", - писал он. Он высоко ценил теософию, хотя и не соглашался с некоторыми теософами голландской секции, когда его радикальная статья "Теософия и искусство" не была опубликована из-за разногласия. Когда он переехал в Париж, то некоторое время оставался в Теософском обществе, его знаменитая картина "Решетки" использует простые линии и основные цвета красного синего и желтого для создания вселенской гармонии, перенося материальный мир в нечто духовное. Влияние Е.П.Б. и Штайнера вдохновило его на создание, среди прочего, Ээволюции" где содержание изображало мистическую тему души. Мондриан предпочел очистить основные вертикальные и горизонтальные элементы от искаженного отображения мира. На разных этапах развития его творчества эти стили описывались как люминизм/кубизм/импрессионизм. Он связался с Гарри Хольцманом, американским художником, который стал его финансовым спонсором, когда Мондрайн переехал в Нью-Йорк, и в конечном итоге Гарри было поручено управлять поместьем художника после его смерти. Он вступил в контакт с джазовой знаменитостью Колониусом Монком, который вдохновил его на создание картины "Буги-вуги", его единственная попытка жениться почти совершилась, пока она не была аннулирована в последний момент из-за прихоти художника. Его работы были задокументированы его биографами, Роберомт Уэлшем и Джупом Йостеном, которые совместно выпустили "Каталог Raisonne" и опубликовала его в 1998 году. Николос Фокс Вебер был еще одним биографом. Марти Бакс курировал крупную выставку художника в Амстердаме под девизом «Паутина творения – теософия и искусство в Нидерландах». Работы Мондриана были выставлены в галерее Тейт, Ливерпуль, под названием "Мондриан и его студия" в 1914 году, они охватывали большую часть его работ. Его письма, сотни писем к Хольцману, которые он писал из Парижа, также стали сокровищницей, отражающей ум, творчество и духовную эволюцию художника. Фонд Мондриана-Гарри Хольцмана способствует распространению работ этого культового художника, как в Нидерландах, так в Америке. В художественном музее Гуггенхайма в Нью-Йорке хранится множество его работ. На самом деле Пегги Гуггенхайм была близкой подругой художника. Кэтлин Холл, член канадской теософской Федерации, в своей диссертации 2002 года подводит итог: "Поддержка Мондрианом теософии была явно признана, и он часто ссылался на нее в отношении содержания своей работы". Конец цитаты.

Хилма Аф Клинт Столхольм-Швеция с 1862 по 1944 год

Шведского художника и мистика (духовно вдохновленного де Хогой или Высшими Мастерами Тибета) часто называют предтечей абстрактного искусства. Ее первая работа в этом жанре опередила Кандинского на пять лет. Хилма родилась в Сохне, Швеция, в протестантской семье 26 октября 1862 года. Ее отец был капитаном шведского флота, а детство она провела в Адельсе, и живописная красота острова воспламенила ее любовь к природе, ботанике и живописи. Она преподавала в Констфахе, в Королевской Шведской академии изящных искусств, которая спонсировала ее студию в центре Стокгольма, позже она покинула студию в 1908 году, чтобы заботиться о своей слепой матери. Смерть сестры обратила ее именно на духовный путь, а тело Божественной Мудрости дало ей ответы, которые она искала. На момент своей смерти она оставила после себя более 1000 картин и 125 записей в блокноте и альбоме для рисования. Однако ее первая выставка, открытая для всеобщего обозрения, состоялась в Лос-Анджелесе, а затем в Гааге только в 1986 году. Это было ее предсмертное желание, чтобы ее работы были выставлены через двадцать лет после ее смерти, Рудольф Штайнер предложил пятьдесят лет, чтобы мир был готов принять их. Оставшись незамужней, она завещала свое состояние племяннику. Однако именно выставка под названием "Пионер абстракции", куратором которой была Айрис Мюллер Вестерман в Moderna Museet4 в Столгольме в 2013 году, катапультировала ее в мировое внимание и привлекла внимание искусствоведов. Она работала вместе с пятью женщинами-художницами и была известна как "De Fem". Через свои картины художницы пытались визуализировать и передать экстрасенсорные явления. Вместе они проводили свои пятничные сеансы с психографом или медиумом в трансе, и именно через медиума Аманиэль она выполнила серию из 193 работ под названием "Картины для храма", которую она описала как "Божественную диктовку". По словам самой Хилмы, "картины были написаны прямо через меня, без каких-либо предварительных рисунков, с большой силой. Я понятия не имела, что должны были изображать эти картины, но работала быстро, не меняя ни одного мазка кисти.". Считается, что она предсказала Вторую мировую войну, так одна из ее картин называлась "Молниеносная битва за Лондон", а сама битва произошла семь лет спустя. В 1917 году она провозгласила независимость от любого медиумистического влияния и начала работать как свободный художник самостоятельно. Какое-то время она была связана с розенкрейцерами, но именно теософия оказала на нее глубокое влияние. Она была связана с теософским обществом в Швеции с момента его основания в Стокгольме в 1899 году, Адьярские теософские архивы свидетельствуют о ее регистрации в качестве члена с 23 мая 1904 года. Блаватская и Анни Безант были ее вдохновением, однако именно встреча с Рудольфом Штайнером глубоко повлияла на нее, она провела много времени с ним в Гетеанум Дорнак, Швейцария, в 1921-1930 годах она конечном итоге присоединилась к Антропософскому обществу, которое Штайнер основал как отколовшуюся группу от Адьяра, Мадрас, штаб-квартиры Теософского общества, президентом которого тогда была доктор Анни Безант. Газета Guardian из Лондона описывает ее живопись как "непостижимую тайну".

В Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке совместно с Moderna Museet, Стокгольм, будет представлена главная ретроспективная выстака Хилмы с 12 октября 2018 года по январь 2019 года, куратором которой является Трейси Башкофф.

Николай Константинович Рерих с 1874 по 1943 год (Санкт-Петербург)

"Культура - это накопление высшего блаженства, высшей красоты и высшего знания"

Николай Рерих - Держава Света, книга II (1931)

Теософ, живописец, основатель Агни Йоги, пацифист и ученый - все в одном лице - Николай Рерих родился 9 октября 1874 года. Он поступил на юридический факультет, но в конце концов занялся изобразительным искусством из-за своей сильной страсти к искусству и мистицизму. Он стал членом Теософического общества в России в предреволюционные дни и впоследствии присоединился к англо-уэльсскому отделению по своему приезду в Лондон. В течение нескольких лет он оставался в Финляндии. Он состоял в браке с Еленой Рерих, которая утверждала, что была каналом Мастера Мории, вдохновившего госпожу Елену Блаватскую на создание Теософского общества. Ранняя тема живописи Рериха была вдохновлена культовой традицией и православным христианством, однако из-за влияния его жены и его собственных попыток найти Шамбалу, она была более мистической и ориентированной на природу, особенно Гималайская серия, которую он предпринял со своей базы в Наггаре, расположенной в долине Кулу в в 25 километрах от Симлы. Рерих приехал сюда в 1927 году и оставался здесь почти двадцать лет, подружившись с Неру, Ганди и другими светилами. За свою жизнь он создал более 1000 произведений искусства, его картина под названием "Шамбала" была созвучна с описанием царства, описанным мадам Блаватской в "Тайной Доктрине". Аркания Таро была знаменитой картиной художника, которого часто называли мастером цвета. Он был вдохновлен Е. П. Блаватской.

Многие картины Рериха изображают спрятанные сокровища, в горах или в воде, символизируя поиск в высоких местах истины, которая скрыта в душе, или то, как мы глубоко заглядываем в наши эмоции в поиске элемента любви". Между 1920 и 1923 годами Рерихов пригласили в Соединенные Штаты, где они отправились в турне по Америке, а также основали Институт объединенных искусств, который в конечном итоге стал домом Музея Рериха. Американское общество Агни Йоги было также создано во время его визита [в Америку]. В1929 году Николай Рерих был номинирован на Нобелевскую премию и снова в 19255 и 1932 годах, главным образом за свою работу над ПАКТОМ КУЛЬТУРЫ, который был известен как Пакт Рериха, то есть соглашение между нациями о защите и сохранении искусства, как во время войны, так и в мирное время. Его искусство стало предметом коллекционирования в последние несколько десятилетий, и одна из его работ под названием "Madona Laboris" была продана на аукционе в Лондоне в 2013 году за 7881250 фунтов стерлингов.

Франтишек Купка (Прага / Париж) с 1871 по 1957 год

Среди пионеров абстрактного искусства имя Франтишека Купки занимает видное место, хотя интерес к художнику привлек внимание искусствоведов с 1996 года, когда в США открылась выставка из коллекции чешского коллекционера Меды Младковой, коллекционера из Чехии. Купка родился в Опочно в Богемской области на австро-венгерской границе, ныне в современной республике Чехии. Один из пяти детей муниципального служащего, его художественные способности не были замечены или поощрены ни отцом, ни мачехой. Его попросили поработать с седлом до окончания школы, что, к сожалению, подтолкнуло его к большому самообучению и пути исследования. После первоначального обучения в художественной школе в Праге он отправился в Вену, чтобы развить свою страсть к живописи, и именно здесь он соприкоснулся с теософией, которая наряду с буддистскими учениями повлияла на его мышление и его картины. Он был художником, иллюстратором, писателем. После отъезда из Праги он отправился в Лондон, путешествовал по Скандинавии и в конце концов сделал Путо, Парижский пригород, своим домом, где он прожил с женой до самой своей смерти в 1957 году. В промежутке он провел четыре года в Вене, где семена теософии и восточного мистицизма были посеяны через контакт с немецкими теософами. Он также служил медиумом на спиритических сеансах, благодаря которым его доходы увеличивались, как и его скудные финансы, которые он вносил в журнал на оккультные темы под названием "Лави Мидонез". Он называет практиком орфизма - преходящего жанра живописи между кубизмом и абстракцией, хотя он не хотел, чтобы его классифицировали под каким-либо ярлыком и, конечно же, не как художника-кубиста. В 1912 году, когда его главная работа была выставлена на Осеннем Салоне под названием "Аморфа, фуга и теплая хроматика", он заметил своему другу о своем дискомфорте из-за того, что кубисты забили его картины. На картине "Диски Ньютона-1911" этюд для фуги в двух цветах "(дань уважения сэру Исааку Ньютону за открытие семицветного спектра, являющегося источником света), темой которой было полифоническое переплетение музыкальной аранжировки Иоганна Себастьяна Баха, он заметил: "Я могу найти что-то между зрением и слухом, и я могу создать фугу в цветах, как это сделал Бах в музыке". Эта картина расстроила традиционных художников его времени в Париже, и тема эхом отозвалась во французском парламенте о "коррупции" во французской художественной традиции. Он учился рисованию у шведского художника Алоиса Штрудника, который вдохновлял его всю жизнь. Купка был вегетарианцем и, как известно, практиковал ежедневные упражнения в обнаженном виде и "воздушные ванны", чтобы жить рядом с природой, и своего рода катарсис для тела и души. В течение нескольких лет он был связан с "анархистами" в Париже, движение которых привлекало много художников. В 1931 году он основал группу, известную как Абстракция -Творение. Взаимосвязь между музыкой и живописью стала важным для Купки. Одна из его главных работ называлась "космическая весна I и II" и отражала его глубокую веру во взаимосвязанность Вселенной. Можно привести его собственные слова, он сказал : " Творческие способности художника проявляются только в том случае, если он преуспевает в преобразовании природных явлений в иную реальность". Его основным писательским произведением по искусству было "Творчество в пластике", опубликованное в Праге в 1922 году. Работы художника можно посмотреть в Музее народного искусства в Праге, Национальном художественном музее в Париже, музее Гугейнхайма в Нью-Йорке, в художественной коллекции Меды Младковой в Вашингтоне и среди прочих, в коллекции падчерицы художника Андре Мартинель Купки.

Казимир Малевич, Киев, Украина (1879-1935)

Казимир Малевич родился 23 февраля 1879 года и был русским художником-авангардистом и теоретиком искусства под влиянием таких теософов, как Георгий Горджиев и П. Д. Успенский. Он был поляком по происхождению и сыном управляющего сахарным заводом - один из тринадцати детей. Он учился в Московском художественном училище Строганова. Его новаторские работы и труды оказали глубокое влияние на область абстрактного искусства. Он основал философскую художественную традицию, известную как суперматизм6, основанную на исследовании чистых геометрических форм. Он был знаком с Василием Кандинским, и на него сильно повлияло его общение с ним. Он разработал кубофутуристический стиль, сочетающий основные элементы кубизма с итальянскими футуристами. Самыми известными кубистами того времени были Дюшан, Пикабиа и Купка, Боккини и Северини представляли футуристический жанр. В его трактате "От кубизма к супрематизму "наряду другим прорывным произведением "Новые сестры в искусстве" (о новых системах в искусстве) прослеживается его художественная форма. Его культовая работа "Черный квадрат "была впервые исполнена в 1915 году для оперы, и после этого было четыре варианта этой картины. Можно процитировать Малевича: «Под суперматизмом я понимаю примат чистого чувства в творчестве. Для суперматизма визуальные явления объективного мира сами по себе бессмысленны. Суперматическая вещь - это чувство как таковое, совершенно отличное от той среды, в которой оно вызывается». Его работы, такие как "Душа лотоса" (1898) и "Начало жизни" (1910), передают теософские концепции. Картина художника "Супрематист" была продана за 85,88 миллиона долларов в 2018 году, как сообщает Christie's, отдавая искусству свои громовые аплодисменты.

Теософия оказала влияние и на других художников, таких как Эммануэль Сведенборг, Якоб Бом, Пауль Клее, как французские художники Поль Серюзье, Ян Варкаде, Эдуард Шур, который также был членом Теософического общества в Париже, бельгийский художник-символист и писатель Жан Дельвиль, основатель community artistique 7Les Nabis ( Пророк ) в Бретани, американский гравер Альберт Роусон, художники Джорджия О'Киф, Артур Дав, Клод Брагон ( протеже К. Джинараджадасы, президента Теософского общества ) и многие другие, список которых бесконечен. Визит Анни Безант в Брюссель в 1899 году побудил символистский художественный журнал "Ла Люмьер" написать передовицу по теософии. "Кружок Теософического искусства", созданный в Манчестере, был еще одним важным связующим звеном.

Раскрытие мистики в искусстве

Эта тема недавно привлекла внимание искусствоведов, и начали появляться новые истории, рассказывающие, как теософия, вечная мудрость, вызвала художественную революцию и обеспечила радикальный сдвиг в содержании, помощь в переводе в образы искусства через повышенное духовное сознание. Возможно, это перекликается со словами Поля Гогена, французского художника-импрессиониста, который провел много лет на французском острове Мартиника в Карибском море:

"То, что привлекает меня, - это предложенная (теософией) Единая мудрость, универсальная истина, которую можно увидеть в различных культурных проявлениях среди различных мировых культур... и это стало самым полным переживанием веры, в единство человечества через вселенскую веру "

Именно в таком духе мадам Елена Петровна Блаватская и Генри Стил Олькотт основали в 1875 году Теософское общество по указанию своих Учителей из трансгималайских районов Тибета.

Арни Наре'ндран начал свою карьеру в радио и печатной журналистике, а затем перешел в банковскую отрасль, где проработал четыре десятилетия. В своем последнем назначении он возглавлял индийские и ближневосточные <NRI> и маркетинговые операции для своего банка. Он завоевал награды лучших исполнителей на банковских конклавах в Шанхае и Дубае. Будучи студентом, он был членом редколлегии журнала "Cтуденческие новости", издаваемого Всемирной Университетской службой в Женеве для ее индийского издания. Позже он был мумбайским корреспондентом метафизического журнала "Феникс Райзинг". В 1976 году он был постоянным менеджером международного Теософического Молодежного центра в штаб-квартире TS в Адьяре, Ченнаи. Его статьи появились в журнале Theosophy Forward (Бразилия), FOTA magazine (Греция,) TOS Newsletter(США) и The Gandhi Pravah (Мумбаи), помимо основных СМИ, таких как Business India и Indian Express. Он был связан с теософским обществом еще со времен своего университета и в настоящее время является почетным казначеем ложи Блаватской Теософского общества на Французском мосту, Чоупати Мумбаи. Он занимался обучением разговорному английскому языку детей из асоциальных слоев в городе Мумбаи в рамках проекта Британского Совета по оказанию помощи. В настоящее время он играет консультативную роль в области микрокредитования, направленной на расширение прав и возможностей женщин. Он заядлый путешественник и побывал в странах Южной Америки, Европы, Ближнего Востока, Китая и Юго-Восточной Азии. Другие его увлечения - история искусства и оздоровительная медитация линии Парамханса Йогананды. Он был непосредственно инициирован покойным Свами Крийанандой как "пилигрим нового порядка". С ним можно связаться по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.