КРУГЛЫЙ СТОЛ

«ТАЙНАЯ ДОКТРИНА — Книга Третьего Тысячелетия»
Открывает В.С. Дылыкова-Парфионович

Исследование «Тайной Доктрины» Том I. Станца Дзиан I, Шлока III
«ВСЕЛЕНСКОГО РАЗУМА НЕ БЫЛО, ИБО НЕ БЫЛО АХ-ХИ, ЧТОБЫ ВМЕСТИТЬ ЕГО».

YouTube

Е.М. Шабурникова: Дорогие друзья, мы продолжаем IV Международный теософский Конгресс, Круглый стол «Тайная Доктрина – Книга третьего тысячелетия». Сегодня мы разбираем 1 Станцу, 3 Шлоку, первого тома Тайной Доктрины. «Вселенского Разума не было, ибо не было Ах-Хи, чтобы вместить Его» Мы подошли к одному из главных моментов Конгресса. Открывает Круглый стол Вилена Санджеевна Дылыкова-Парфионович.

В.С. Дылыкова-Парфионович: Дорогие коллеги, я постараюсь прокомментировать третью Шлоку Станцы первой из раздела Космическая эволюция. Естественно, как тибетолог, я рассматриваю это положение Елены Петровны Блаватской с точки зрения тибетского материала, которым я владею. Оно начинается: «Вселенского разума не было, ибо не было небесных существ, чтобы вместить этот разум». В первом варианте поздней версии блистательной Калачакры Тантры или текста Кратких назидательных изречений второй книги, можно обнаружить связь между утверждением Тайной Доктрины о Вселенском Разуме и примером из Калачакры Тантры, сто семьдесят шесть, ксилограф второй, предложение шестнадцатое: «При создании небес Творца здесь не было». Вы видите одно в одном. Далее, интересно, что это не только в Калачакра Тантре, та же самая фаза наличествует в Ригведе: «Ничто не существовало, ни небо, не величие вод, ни земля». Об акте творения из мифов древней Индии известно следующее: «В самом начале, кроме первозданного хаоса не было ничего. За тем возникли воды, породившие огонь и золотое яйцо с золотым зародышем. Этот зародыш и стал Брахмой, Создателем Вселенной, Творцом времени и Прародителем всех живых существ». Я цитирую Ригведу: «Великий ясновидец в вершинах неба, ты был вне времени, неизменным, [о мысль] бесконечная божественная вечность». Три текста Калачакра Тантры, входящие в состав Канджура, изложены на неясном по смыслу и сложном тибетском архаичном языке, который специалисты называют сумеречным. Трудности, возникающие при переводе текстов, связаны с несоблюдением правил грамматики тибетского языка и тантрических текстов с их кодированием, а также многозначностью тибетских терминов и наличием специально разработанной мистической лексики. Так в первом варианте второй книги Калачакры Тантры, текст, который я вам зачитаю, совершенно не ясен по смыслу. Где семь великих больших львов, буквально хищных зверей, там и другие благие и не благие могущественные, имеющие власть Брахманы здесь же родились. Предложение из Калачакры: «зная ключи, использованные для расшифровки, можно догадаться, что речь идет о Семи Мудрецах, Риши, образующих семь звезд созвездия Большая Медведица». Или другое предложение: «очищенная вымытая земля, породила семя первого главного человека или индивида, состоявшее из воды и темного убывающего солнца», ксилограф четвертый, сто семьдесят шестая страница, девятое предложение. Объяснение заключается в огненной энергии первого черного солнца, еще не очищенного, очень темного, которое в союзе с водой рождает живое существо. Речь идет о зарождении планет, которые в первом начале были всегда очень темными и мрачными, затем, проходя процесс очищения, становились светлыми и ясно видимыми. И здесь как раз упоминается термин «Ясного Света», о котором упоминала в своем докладе Евгения Михайловна Шабурникова.

В отношении проведения аутентичности планет созвездий на небосводе, и таких упоминаний как легендарное царство Шамбхала. В общем-то, это была проблема, которая сохранялась по настоящее время, когда все тибетологи предполагали, что Шамбхала расположена в разных местах, так же, как и проблема возникновения самой Шамбхалы. В результате изучения этого вопроса, я пришла к выводу, что Шамбхала возникла и существовала в Солнечной системе вместе со своей столицей Калапа.

В переводе на русский язык с санскрита, Шамбхала означает – источник счастья. Что касается горы Меру, о которой тоже много есть предположений, то гора Мера так же находится в Солнечной системе, в самом ее центре, и имеет свой двойник на земле, который носит название гора Кайлас.

То есть, вы понимаете, они выстроили соответствия Небесных Светил, и всего, что происходит на небе, и зарождение Вселенной, они это отразили на земном плане и в великих эпосах, таких как Махабхарата и Рамаяна. В результате мы имеем разгадку всех числовых символик, как в астрономических трактатах, так и в эпосе Махабхарата. Допустим, великая битва на поле Курукшетра состоялась и длилась в течении восемнадцати дней. Что такое восемнадцать дней, в результате которых, в общем-то, победил Арджуна. Это два умноженное на девять, то есть с одной стороны одна планета состоящая из девяти, прямо скажем созвездий, и другая планета, тоже состоящая из девяти созвездий, воевали на небесном своде, и в результате одна планета поглотила другую. Так я понимаю смысл героического эпоса Махабхарата.

Далее, речь идет у Елены Петровны о Вечном Разуме, который связан с Мыслью. Мысль – в тибетском варианте, обозначена словом санскритским Бодхичитта, в переводе на русский язык Бодхичитта означает – просветленная Мысль. Термин Бодхичитта связан со всей тибетской йогой, она носит эзотерический характер, чрезвычайно сокровенный, и называется «Шесть Йог Наропы». Эти «Шесть Йог Наропы» вошли в немножко измененном скрытом виде в текст Калачакра Тантры.

Исходя из значения и раскрытия этих шесть йог, выделяется одна йога, которая называется «Йога перемещения сознания». Йога перемещения сознания, рассказывает о том, как жизнь кончается в человеческом организме и как все то, что было заложено в этом живом организме в результате йогической практики, очень сложной и очень опасной, происходившее в результате созерцания и очень сложных медитативных практик, йогин переживает как состояние ясного света, о котором тоже шла речь в изложении Календаря Калачакры. Ясный свет – это тот же самый термин от «сэр» по- тибетски. В результате, в предсмертном состоянии йога ясного света оказывается на первом плане, она концентрируется с йогой верхней чакры, называемой «Ушниша», и в результате соединения этих йог, образуется легкий пушистый светлый шарик.

Этот шарик, легкий, начинает бегать по внутреннему каналу, току, в теле йогина, который носит название канал Авадхути. В результате, если йога проведена правильно, йогин добивается небывалого результата. В темени на макушке, открывается отверстие, которое называется отверстием Брахмы, и через это отверстие легкий, пушистый шарик, обозначающий сознание йогина покидает тело йогина, и поднимается в воздушное пространство. Если йогин хочет продолжать жизненный путь, он может своими познаниями медитативных практик, вернуть этот шарик назад, и тогда он оживает, и продолжает дальше жизнь, но уже с полным знанием этой сокровенной йоги.

Кроме того, эта йога нашла отражение в астральных йогах, в которых запечатлены и связаны с астрономическим трактатом Калачакра Тантра. Основные трактаты, представляющее собой трактаты индийских пандитов и составляющие двести двадцать шесть огромных сочинений второго Буддийского канона, посвящены преимущественно, как мне удалось выяснить, исключительно трактатам по астрономии, но только содержат свой полный и подробный комментарий на пропавшие санскритские тексты, связанные со строением Вселенной, которая называется «Галактика Млечный Путь». Просветленная мысль, с тибетского переводится как – сердце пробуждающегося ума, она состоит из Абсолютной Бодхичитты, и эта Абсолютная Бодхичитта представляет собой пустоту. Я долго не буду говорить о Пустоте, которая является самой основной философской теорией сокрытого значения Калачакра Тантры. Из двадцати видов пустоты…

Из двадцати видов пустоты, шестнадцать видов ее, в виде шестнадцати богинь, размещаются в Ушнише. Что такое Ушниша? Это нарост на темени Будды, или пучок волос или также узел, связанный на голове йогина. Остальные семь видов, помимо шестнадцати расположенных в короне головы, адепты размещают в семи чакрах, то есть семь видов пустоты в семи чакрах, представляющих планеты, в теле человека, практикующего йогу.

Так в Сердце человека возникает лунный диск, входящий в число планет. Это именно в самой чакре Сердца во время сосредоточенной медитации. Как раз именно сердце, где соединяется одновременно и ум, и просветленная мысль, путем соединения двух капель: над сердцем – белой, и под сердцем – красная капля, и они образуют тот самый шарик, который называется ясный свет.

В результате в Мандале Калачакры упоминаемые планеты и двенадцать видов пустоты символизируют двенадцать знаков Зодиака, которые входят в один круг. Помимо этого, круга и двенадцати видов пустоты, имеется еще тринадцатый вид пустоты, который расположен в созвездии Змееносца и по которому проходит движение Солнца. Эти тринадцать видов пустоты, в виде Богинь, в целом находятся, или обитают, на голове Будды, и таким образом, тринадцать знаков Зодиака представляют собой Ушнишу – корону, место обитания тринадцати Богинь, представляющих собой тринадцать видов пустоты. Остальные семь размещены в семи планетах с центром – землей в круге, и в целом – в Мандале Калачакре – содержится двадцать видов пустоты, которые также представлены в теле йогина во время процесса движения энергии в теле человека, который является символом Вселенной.

Количество планет и созвездий девять и двадцать восемь, в том же количестве содержится в теле каждого человека. И триада: земля – человек – космос говорит о том, что человеку отводится главное место, связь происходит между Землей и между Космосом. О планете Земля говорилось давно в связи с тем, что она являлась самой главной в холодном, ледяном пространстве Космоса, так как Земля, как я вам говорила, содержит внутри себя раскаленный огненный шар. Поэтому Земля все время согревается, она живая, и тем самым отличается и выделяется от всех других планет безжизненных, где царит камень и лед. Поэтому поиски новой планеты, похожей на Землю, сейчас представляют собой основную и главную задачу, поскольку Елена Ивановна Рерих в своих дневниках и в своих философских книгах, упоминала о том, что есть Планета, которая так же прекрасна как наша Земля.

И тогда у человеческой цивилизации есть возможность отыскать эту планету и перебраться, и уже исчезнет вопрос об исчезновении нашей планеты. Об исчезновении другой планеты известно из Космологий древней Индии. Когда-то существовала замечательной красоты планета, которая расцветала и была настолько богато одарена природой и всеми ресурсами животного мира, и в нем обитали не Боги, Асуры. Но в результате того, что Асуры расплодились на этой замечательной планете и вытоптали все что только возможно, эта планета прекратила свое существование и по прохождении четырех миллиардов с половиной лет исчезла в космическом пространстве. Если говорить о том, как рассматривают древние астрономы Индии и Тибета\ все строение Вселенной, она не ограничивается нашей галактикой Млечный Путь, а идет дальше. Вот двадцать восемь созвездий и девять планет, они представляют собой только малый круг. Помимо этого, малого круга, как утверждают тибетологи и индологи, существует средний круг, помимо среднего круга, есть еще самый большой круг планет, созвездий.

Вот это далеко представленная картина создания Вселенной и ее полный состав. Каковы все остальные созвездия, планеты, названия их не так хорошо известны, а вот количество совпадает, если индийские астрономы называют число восемьдесят восемь, и такое же количество, восемьдесят восемь, утверждено современными астрономами всего мира. Совпадения чисел говорит о том, что древние обладали полным и настоящим знанием Вселенной. Эту Вселенную они ограничивают числом три тысячи Вселенных, всего три тысячи. Если говорить о том, верна ли эта сумма, потому что наши и зарубежные исследователи говорят о том, что Вселенная бесконечна, она расширяется, увеличивается, и никаких ограничений не предвидится. Вы знаете, я над этим вопросом размышляла и все-таки поняла.

Вот если математически это числа, то три тысячи Вселенных действительно истинны, потому что-то же самое число, три тысячи Вселенных, они обнаруживают в Микрокосме, который называется человеческий организм. Здесь речь идет о двух неразрывно связанных областях науки. Первое, это астрономия, и вторая, неразлучная, неотъемлемая часть, медицина. Если мы сможем расшифровать четыре Веды, которые содержат зашифрованную древнюю медицину Индии, которой владели арийцы, то, наверное, мы сможем решить, как излечивать совершенно эти смертельные болезни, которые уничтожают человечество, так же, как и войны. Поэтому я бы хотела, чтобы у нас нашлись желающие продолжить расшифровку священных текстов по астрономии, по астрологии и медицине, с тем, чтобы помочь излечивать болезни, которые древние связывают с характером существующих Планет. И если эту проблему решить, тогда мы решим проблему о бессмертии и долголетии человеческой цивилизации. Благодарю вас за внимание.

Е.М. Шабурнкиова: «Вселенского Разума не было, ибо не было Ах-Хи, чтобы вместить его», конечно, мы можем прочитать не только в Теософском Словаре, но и в комментариях Тайной Доктрины, что Ах-Хи — это Иерархия существ, которая концентрируется в своем первом проявлении, как Дхиан Коганы, это Космические небесные существа. Очень важным мне кажется момент, который обозначает описание этого Разума Вселенского, которого еще не было.

Елена Петровна пишет, что Разум — это совокупность состояний сознания, то есть, есть некоторое Сознание с большой буквы, которая является Единым, и есть Совокупность его состояний. Так вот эта совокупность сгруппирована под некоторыми определительными. Некоторые определительные можно рассказать или показать их геометрически. Совокупность состояний сознания, а определительных всего три. Вопрос, каким образом этих трое могут иметь всю совокупность сознаний? Первая совокупность – Мысль, вторая совокупность – Воля, и третья совокупность – Чувства. Соединение их дает совокупность состояния сознания - Мысль, Воля, Чувства, что есть Разум. Если мы посмотрим по Планам Бытия, то мы можем определить, каким образом эта совокупность состояния Сознания в троичности своей проявляется.

Мы знаем, что первое это есть Мысль, и Мысль была первым движением Космоса.

Но без Воли эта Мысль не может проявляться дальше, она не имеет движения, а Чувства дают дальнейшую дифференциацию этой совокупности Сознания.

Есть такая идея: если этих трое, а Елена Петровна Блаватская пишет в своих комментариях: «Ах-Хи являются первым, вторым, третьим уровнем», мы можем сказать о том, что первый уровень – это отражение Абсолюта, второй – это Первый Проявленный Логос, и третий – это то, что имеет семеричность проявления. (рисует на Планах Бытия). Тогда мы можем предположить, что Иерархия Божественных существ, Дхиан-Коганов, как Ах-Хи, объединяет все Планы Бытия. И если это все Планы Бытия, это План Духа вне Форм, План Богов, План Духа, и План Прообразов, это непроявленное состояние Сознания, далее низшие Планы, которые имеют свое проявление через определенную Иерархию.

Тогда Ах – это Вдох, если мы сейчас произнесен это слово – «Ах», физически мы вдохнем «Ах». Этот Вдох «извне во внутрь» уходит, в точку. Эти три Плана мы можем сконцентрировать на Вдохе исчезновения Ах. Вздохнули. Когда человек дышит, между вдохом и выдохом есть некоторая пауза. Если мы будем внимательны, это не одновременное действие, вдохнули - выдохнули, вдохнули – выдохнули, всегда есть пауза. Вот эта пауза в космическом раскладе символики, есть План Прообразов, Ах – вдох, вселенная сократилась, это Пралайя. Потом идет пауза, куда все собирается это план Прообразов, и с плана Прообразов, эта вторая часть «Хи» начинает Выдох. Выдохнула – Хи. Ах-Хи – и вся Иерархия Божественных Существ, как Вдох и Выдох построена, она здесь на Планах Бытия в геометрическом построении.

Если вы заметили, то Ах-Хи даже пишется через черточку, Ах, черточка, Хи, эта черта тождественна по Планам Бытия Плану Прообразов.

Это одна из идей, чтобы посмотреть, из чего они состоят, какова совокупность этих сознаний. Есть Мысль, есть Воля, которая проявляется на Плане Разума и Творчества (Елена Петровна говорит, что Ах-Хи это Дхиан-Коганы, а Дхиан Коганы, мы знаем, что это Единая Иерархия, она просто называется по-разному на разных Планах Бытия) и она имеет Единое проявление в Семилучевой звезде и отражение сразу по Семи планам Бытия. И далее происходят все последующее явление, которые описаны в первой, второй, третьей Станцы и далее, первого тома Тайной Доктрины.

Вот такая идея представления АХ-ХИ, который являет совокупность всех семи Планов Бытия, как Вдох и Выдох. Мы можем сказать о том, что Вдох это есть Пралайя, Вселенский Разум есть всегда, и он есть в Пралайе, но он не проявлен, это его потенция, «ХИ» есть Выдох или Манвантара, и через совокупность божественных существ или Иерархии он проявляется. Так начинается Манвантара. Елена Петровна кстати пишет, что на заре Манвантары начинается это проявление, а заря Манвантары освещается вот этим белым светом, ослепляющим, сияющим, первая семилучевая звезда. План этот настолько высок, что свет ослепляет, он является сияющим белым, а в своей перспективе, если мы посмотрим на семилучевую звезду, то семилучевая звезда имеет семь корреляций цвета: оранжевый, фиолетовый, красный, желтый, голубой, синий, зеленый – все по планетам (Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн)

И вот, что интересно, в сути своей эти цвета сокрыты, но они имеют градацию цвета или проявления в потенциальности. В своем первом проявлении на заре Манвантары мы можем распознать этот сияющий свет, это есть отражение Абсолюта, то есть Елена Петровна нам напоминает, мы Вселенский Разум можем сравнить с Абсолютным Разумом, но только мы должны иметь в виду, это именно отражение Абсолютного Разума, потому что Абсолютный Разум есть всегда, везде, он неизменен, он несказуем. Спасибо. Если у кого-то идеи еще, комментарии?

У нас онлайн-комментарии наших коллег: Ун Хак Хванг (Южная Корея), Ритва Лаппи (Финляндия), Михаил Николаевич Чирятьев (Санкт-Петербург), Сергей Витальевич Колганов (Москва), господин Пандей (Индия), очень приятно видеть всех вас.

Ун Хак Хванг: Я изучал современную астрономию, изучал созвездия, я занимался наблюдениями, я не знаю, конечно, значений всех звезд. Очень важно понимать, что свет представляет собой возраст звезды, но я не знаю, как мне отнестись к вашей идее, мне нужно поподробней все изучить.

Е.М. Шабурникова: это хорошая идея – начать изучать Тайную Доктрину. Знаете, приходит время изучения Тайной Доктрины, или Причин. Сегодня мы только говорили с коллегами о том, что, когда мы знаем, или хотя бы чуть-чуть приближаемся к этим Знаниям, мы можем объяснить любое следствие. Если мы знаем Причину.

Ритва Лаппи: Просто прекрасная презентация. Я пыталась обдумывать ее. Вы рассказывали о том, какие символы мы видим. Я думаю, что медитация очень важна, то есть мы думаем о том, что снаружи и внутри, нужно помнить о том, что мы присутствуем сейчас в этом моменте. И я думаю, что Елена Петровна, понимала, потому что она понимала, что такое Космос. С нами происходит тоже самое, что происходит с Макрокосмосом. И в Буддийской философии Разум всегда связан с пространством Космоса, и Космос синий, и этот цвет очень важен. Я не знаю точно, как сказать, но разные цвета очень важны. Это небольшая деталь, но достаточно интересная. Я уже рассказывала об этом, когда я была в Санкт-Петербурге.

Есть, красный, синий и белый. И обычно красный цвет, того, кто говорит, когда вы говорите, есть белый, который спускается ниже, а синий – это Дхармакайя. И эти три цвета представлены на вашем флаге России. На нашем флаге же всего два цвета. У нас только белый и синий. Это небольшая маленькая интересная деталь.

На прошлой неделе я читала Тайную Доктрину, и я подумала о том, что тексты очень глубинного уровня. Каким образом эта раса может понять, что такое Космос, потому что у нас есть только определенные чувства, но эволюция продолжается, мы развиваемся и у нас может появиться больше чувств, и тогда может быть мы сможем понять больше. Я не знаю, может быть, вы уже слышали об этом, может быть, это какая-то новая информация, я не помню точно, но это вот то, что я хотела бы сказать сейчас. Высказалась не очень коротко, это просто мои размышления. Я благодарю вас!

В.В. Ярый: Я хотел бы еще раз вернуть вас к практике медитации. Дело в том, что мы здесь и занимаемся, по сути дела, медитацией. Только кто-то более ясно видит проблемы или мысль, которая растворяется в нашем сознании пространства, согласно Мысли Дня. Елена Петровна сказала, что все есть энергия. Ведь так просто это понять, и далеко ходить не надо. Куда бы мы ни обратились, мы всегда видим только энергии, и совокупность этих энергий создается и называется жизнью.

Разве это сложно понять? Очень часто слышу, когда говорят: «Вы говорите отвлеченно, философски. Где же будет конкретика?», и всем нужно конкретно. Это болезнь человечества на данном этапе, и как раз переход с одного состояния в другое, к которым нас призывает Учение Махатм, оно нас призывает, что пора уже переходить, и соединяться в Духе, имея в виду Сознание и Разумное сотрудничество.

Это тоже понятие, вроде, у каждого на слуху, и все это читали, по крайней мере, уже говорят этими аспектами Учения. Но проблема заключается в том, что мы еще не научились мыслить, и это тоже звучит в Учении конкретно и ясно. Вот смотрите, сколько вещей я назвал сейчас, и мы приходим к тому, о чем говорилось, что свет, когда он дифференцируется, становится все грубей, грубей, темней, темней, и еще более темным. И вот эта темнота – это то состояние, в котором пребывает наше сознание, состояние привычного мышления, которое буквально и называется центростремительной энергией. Вот эта центростремительная энергия, которой мы увлечены и которая в нас называется в Учении привычным мышлением. Мы должны отойти от привычного мышления. И вот здесь начинается самая важная медитация.

Медитация начинается тогда, когда человек дошел до предела ужаса восприятия собственной тьмы сознания, которая называется – неведение. И с этого, собственно, и начал Будда свое Учение. Точно так же начинает каждый человек для себя именно с этого момента. И вот эта переходная точка, которая сейчас нам отображает Колесо времени, мы можем уловить в каждом мгновении текущего времени, от секунд до веков. Я думаю, что это не так сложно сделать. Нужно просто допустить, что ты ничего не знаешь, и тогда эти понятия и эти цифры бесконечные, которые считаются и исчисляются триста одиннадцать, ноль сорок и девять нулей, пятнадцатизначным числом лет Махакальпы, или Манвантары, (311 040 0000 000 000 лет) становятся удобоусвояемыми, потому что у нас нет предела. Когда мы не знаем, мы лишились предела. Предела чего? Предела понимания. Наш Ум свободным делается.

Ведь этого пытаются достичь во всех медитациях, чтобы та Пустота, которая является для логического мышления, стала Полнотой для философских изысканий, то есть для абстрактного Мышления. И вот тогда, когда абстрактное мышление становится конкретным фактором восприятия мира, это и есть утончение нашего Сознания, а расширение является лишь только от того, что мы ничего не знаем.

Вы представляете, казалось бы, познания расширяют сознания, но должна быть причина для познавания, и эта причина – неведение, которая является огромнейшей силой, побуждающей человека к принятию знаний, то есть способностью учиться. И медитация говорит нам о том, что мы начинаем пробуждать свое сознание.

А вот время, в котором мы сейчас живем и в которое перешли, очень важный фактор. И он просто нам показывает то мгновение текущего потока жизни, которое мы измеряем с помощью Кали – Богини Времени, с помощью ее мы способны свое внимание сконцентрировать на текущем мгновении безвременности Вечного Потока. И нам дает Елена Петровна Мысль для этого на сегодняшний день: «Завистнику никогда не утолить зависти, и никогда не стать великим.». Сама мысль нам говорит о том, что тот, кто завистлив, тот ограничен. Так вот, чтобы избавится от этого ограничения, человечество прибегает к тому, чтобы прийти в состояние обнуления.

Сегодняшний день - день Змеи Желтой. Змея Желтая находится в созвездии Овна, первого Огня. В теософии говорится, что Бог и есть Огонь, или Духовная Сущность Огня. Он не сам Огонь, а духовная Сущность Огня, неопаляющий огонь его свойство. И он находится в самом верху Колеса Времени. Змея находится в центральной точке из пяти Нидан. Первая – Заяц Огненный, вторая Дракон Земляной, и третья Змея Земляная. Она концентрирует в себе, как точка в созвездии концентрирует всю идею этого высшего Созвездия, первичного огня. Разум – символ Змеи, а Стихия Земля – это не та земля, которая представляется обычно человеку. Земля – это способность понимать, это состояние сознания, которое является абсолютным в своей прозрачности, в нецветии, нет цвета, света, ничего там нет - аспекта или категории, она бесцветна.

Вот этот луч бесцветности и есть пустота, в которой способны oперировать разумные силы, как круг с Белым Диском, имеет в себе линию, а эта линия всегда имеет возможность сама на себя заворачиваться в своей продолжительности движения, и создавая тем самым движение, как Змея закусывает свой хвост. Вот точно так же закусывает Змея Желтая идею или Мысль божественную, которая имеет свое движение шипящее. Вот это шипящее движение, оно создает уже потенцию временности или цикличности. И еще одно значение для Змеи – Цикл, отображение времени, очень важный аспект. Змея движется, а голова у нее всегда статична, она не шатается, а только тело изгибается. Это тоже свойственно энергии Закона Космического или Всемирного Закона, который можно назвать Дхармой, он всегда разумен, несуетлив, а тело совершает свои трансформации согласно необходимости данного момента, там очень экономно расходуется эта энергия, то есть это фохатическая энергия заложена в движении, потому что движение как синусоида, сама показывает взлет-падение, взлет-падение, взлет-падение, цивилизации поднимаются, потом опускаются в своем развитии, разрушаются, переходят на другой план. И эстафета изгибания Змеи создает вот это Иерархическое начало, то есть символы и принципы, которые называются Ниданами, они отображают очень глубокие смысловые формулы, которые человек должен индивидуально разрешить каждый для себя.

Вот для этого есть наименования, которые рассказываются и в Тайной Доктрине Елены Петровной о Ниданах, и у Елены Ивановны Рерих в книге Путями Духа, тоже описаны Ниданы. В тибетской литературе, все они просто переведены из древних Дзианских манускриптов, переведены на русский язык, и мы можем теперь уже принимать эти Знания, просто пришло время! Пришло время этим знаниям вылиться в мир. И не нужно думать, что мы не способны сейчас это воспринять, нет, потому что это время обозначает ту необходимость данного сейчас для этого скачка эволюции, переход в мир сознания.

Наконец-то это время коснулось и нас как в свое время касалось Атлантов, но с ними жили Учителя, а мы носители луча Учителя, то есть пятая раса должна стать монадной наконец-то, а другими словами – самосознающими, это и будет монадическая сторона жизни, это и будет истинное творчество или любовь, которая трансформирует, соединяет, и объединяет единое человечество.

Символ этого человечества мы видим в этой семилучевой звезде, Дхиан-Коганической природе. Собственно, каждый луч и отображает расу человечества. И символ каждой расы для нашего человечества четвертого круга земли, символ обозначает – Пространство. Вот этот символ – Пространство, в свое время мусульмане, так сказать, присвоили себе. Это величайший символ, он отображает вообще значение Матери Мира, Утробы Вселенной. И само Пространство поэтому на Колесе Времени отображено в виде Луны, вы тут видите, символ Луны или пространства, а Солнце есть только импульс, который находится на вершине Колеса Времени, и оттуда и зарождается Мысль, она и проявляется фохатическим лучем. И этот луч, продолжая свое движение с Мира Разума и Творчества, этот Разум просто начинает действовать через Ах-Хи. А кто такие Ах-Хи? Сущности. Давайте все это перенесем на человека, и вы увидите, что человек – это и есть этот Ах-Хи.

Ведь как говорила Вилена Санджеевна, что наверху, то и здесь создается. Если мы хотим увидеть гору Мeру на Колесе Времени, то мы видим ее. Вот если вы приглядитесь, шестилучевая звезда указывает солнышко, указывает вот эту вершину белоснежную, это и есть гора Мэру, или Земная Кайлас гора отображает ее, и здесь же на Калачакре она есть, и называется это Мир Горний. Нам в Учении говорят: «идите Миром Горним», то есть идите чистой Мыслью, идите по вершинам, не опускайтесь в мир Дольный.

А мир Дольный на Колесе Времени обозначен в виде озера, такого темного озера, это есть Воды Жизни, в которых мы рождаемся в которых мы живем, купаемся, нас то смывает, то затопляет, то в нас поддерживает жизнь эта вода. Получается, что Змея Желтая – это день сегодняшний, и вы увидели, что можно много говорить об этих великих тайнах – Ниданах, принципах, причинах, которые являются следствием Беспричинной Причины всего. Так вот, Беспричинная Причина всего – это наше молчание. В молчании мы беспричинно живем в этой Беспричинной Причине, а когда в нас появляются в результате медитации какое-то понимание или ясность представленных каких-то аспектов Единого, то в это мгновение мы становимся творцами, потому что у нас, согласно образу, зарождается мысль, это то чего человек не умеет делать, вот это и есть одна единственная проблема.

Оказывается, зародить свою мысль человек в одиночестве не может, на такой стадии находится человечество. Только люди пятого круга способны иметь такие возможности, и они воплощаются на Земле, присутствие таких великих душ есть и было, и они перечисляются в Учении, а мы, люди земные, можем только коллективно представить мыслеобраз и создать мысль, мы так зародить можем мысль. Поэтому учиться надо группой.

Кто отдельно учится, тот всегда будет ограничен.

Поэтому всегда создавались группы, Ложи, Школы, направление любое организовывалось всегда. Хоть три человека должно быть, или два, а среди них третий, то есть Учитель в образе тонком.

Видите, опять должно быть общение, общение и есть счастье. Не будет общения, не будет счастья. Вот пример того, что сейчас происходит, то есть происходит вот этот Конгресс, он очень значимый, он не такой значимый, как был у нас в Санкт-Петербурге, там значимость другая была. Там было другое качество и время. Там было другое понимание необходимости этой. Хоть и великолепно там все происходило, но это так давно было уже, а сейчас мы просто учимся общаться.

И самое интересное, что мы учимся общаться с различными странами, с различными состояниями сознаниями. Нам не нужно ездить специально куда-то. Мы можем сейчас, а технологии нам позволили, общаться вот так онлайн, и, тем не менее, быть на Плане сознания.

Ведь это и подвигает нас в Духе общения, мы имеем радость, мы имеем счастье, хоть нас и закупорили в квартирах, но мы, тем не менее, вырываемся, на плане сознания вырываемся из этого. Вот человеческая природа, то есть все условия сложены, никаких трудностей нет, потому что мы только притягиваем их собственным бессилием, допущением того, что мы что-то не можем. Мы все можем, и эта мысль должна быть естественной в нас, как дышать, и тогда мы становимся Ах-Хи, носителями этих лучей Дхиан-Коганической природы человека, или человеком становимся Космическим, хотя бы отображая его, хоть бы частично. Но коллективно мы способны отобразить луч, луч пространства, сына его, этого пространства, Дхиан-Когана, который есть фиолетовый луч. Вот это мы и способны отобразить.

М.Н. Чирятьев: Во-первых, большое спасибо всем выступавшим, и всегда, когда выступает Владимир Васильевич, возникает новый импульс для мыслительного творчества. И я ему очень благодарен всегда бываю. Иногда хочется сказать одно, когда он выступает, начинают сразу возникать спиральные круги и по ассоциациям растет целое древо. Но у нас нет времени растекаться по этому древу ассоциациями, поэтому хочется в какой-то степени прокомментировать то, что он сказал, и вернуться к самой Шлоке, потом что уходить от этого, наверно, все-таки не стоит. Настолько сейчас действительно, магнитные свойства и созвучия мысли как в оркестре многообразные, и мы уже в другой антологии совершенно живем, в том числе благодаря вот этим испытаниям, о которых я уже говорил, этим эпидемиям, условно. Они ведь все-таки пробуждают дух, в них есть большой позитив, они разделяют людей по качествам сознаний. И я согласен с Владимиром Васильевичем, что здесь действительно возникает новое качество общения. И этот четвертый Конгресс вообще, как цифра четыре, является в какой-то степени поворотным. Но вы правильно говорили, что четверка, единица и семерка вместе связаны между собой. Так вот, именно сейчас является вот такой переход у всего человечества, от возможности конкретной, оформленной, предметной мыслительной деятельности, которая нас привязала к земле в значительной степени, переход к абстрактному. И в своем выступлении Владимир Васильевич как раз и начал с того, что многие упрекают руководителей Конгресса и их доклады, что слишком абстрактно говорят. Вы знаете, это своего рода тренировка, тренинг мысли. Потому что, когда задается определенная энергетическая планка мысли, другие начинают подтягиваться к ней по мере своего потенциала. И действительно, Ах-Хи – это вообще-то дословно Драконы, или то, что говорил Владимир Васильевич про Змею, про Змею как символ Разума, про то, что она двигается вот такими синусоидальными спиральными формами, и про саму энергию можно даже сказать, что, когда уже возникает пространство и время, тогда возникают вот эти спиральные движения проявлений различных волн. Потому что само время, даже в греческом значении, может быть не только «кронос», но и «кайрос» оно может быть. И само время имеет не только волну нагнетающуюся, но и промежутки. Промежутки, как бы, ассимиляция накопленного. И сейчас переходный период. И между Манвантарами, и между циклами, большими или малыми, существуют переходные периоды. Они с одной стороны ассимилируют и кристаллизуют то, что было накоплено сознанием людей, опытом людей, всем человечеством как единым целым, если даже человечество не осознает свое единство, а с другой стороны, оно уже содержит в себе набухающую почку, росток, будущий цветок, программу духовного развития.

И сейчас это время сошлось с внешним, пусть даже не осознанным человечеством условием, вот этой замкнутостью некоторой. Вот даже в пандемии возникшая ограниченность. Но давайте вернемся к Шлоке нашей. Дело в том, что Ах-Хи имеют тоже несколько стадий проявлений. Конечно, они олицетворяют вот эти три первых плана проявлений, и проходят через все планы, но только с третьего плана начинается дифференциация. И именно на втором плане они впервые подходят к тому, к стадии формообразования, возникает сам принцип, группа возникает, а на третьем они уже становятся Манасапутрами, и тогда возможно воплощение в человеческую форму, потому что существуют и погружения и действительно, как и Кумары, так и Ах-Хи, Дхиан-Коганы, они могут проходить в том или ином воплощении человеческую стадию. Но важно, что здесь отметить, что существуют разные циклы Манвантар, и это часто путается. Цикл Манвантар измеряемый, вот как говорил справедливо Владимир Васильевич, пятнадцатизначным числом, относится к солнечной системе, и большинство Шлок Тайной Доктрины относятся именно к этому. Но есть несколько Шлок которые относятся уже к Вселенскому проявлению, к объективизированной Вселенной, к Матери-Отцу. А есть много мелких Манвантар, о чем тоже писала Елена Петровна Блаватская. Что касается вот этого символа Змеи, кусающей себя за хвост, это тоже относится к тому, что при пробуждении той или иной Манвантары, возникают стадии, когда начинаются этапы воплощений. И что интересно, что до воплощений в человеческую форму, Ах-Хи не обладают свободной волей, а люди обладают свободной волей, потому что Ах-Хи на самом деле являются силами, являются лучами, и нам трудно представить, как луч может быть носителем того или иного сознания. Они, как поясняет Елена Петровна, сознательны в той мере, в какой они действуют в пределах всемирного сознания. Но сознание Манасапутра на третьей стадии воплощения, когда уже человеческая форма обретается, совершенного иное. Поэтому нам очень трудно представить, как может вообще происходить процесс мышления. И что значит не быть оформленной в нашем понимании сущностью, а быть лучами закона, проводниками Закона, это связанное именно с проявлением Ах-Хи. Кроме этого, нужно сказать, что сейчас такое время, когда возникает как бы новая стихия, которую человечество не знает, эта стихия связана с пространственной мыслью, это аспект Огня, который связан именно с пространственной мыслью, поэтому мысль так начинает очень сильно действовать из-за того, что сходятся миры, и тонкий и огненный мир с друг другом взаимопроникают.

Нам обычно трудно представлять это взаимопроникновение, мы пытаемся в трехмерном пространстве и времени как-то это распределить, а это совершенно неверно, потому что они все время присутствуют здесь и сейчас одновременно вневременно, эти миры пересекаются, они в каждом из нас, и мысль – связующий фактор всех пространственных времен, если, конечно, эта мысль духовно организована и если эта мысль поддержана озарением Буддхи. Вот как раз сейчас человечество переходит на стадию испытания возможностью усваивать озаренность мысли Буддхическим планом. Поэтому это очень непросто, это сжигает, но это неминуемый этап эволюционного духовного цикла восхождения. Но для этого подъема нужно чтобы мысль стала сердечной.

В.В. Ярый: Я хотел бы сказать, что когда говорится о луче как Ах-Хи, носителе Разума, то, прежде всего, эти Ах-Хи или лучи проявляются через человека как ясность. Почему именно, как ясность? Потому что Дхиан-Коганическая природа отражает Мир Прообразов всех будущих идей. И это План Разума и Творчества в силу того, что Дхиан–Коганическая природа, проявляется как Ах-Хи ясностью идеи, и поэтому там воли нет, но носитель воли – человек, он – синтез всего, всей Иерархии. И поэтому согласно этому предназначению, у человечества, которое находится между небом и землей, есть способность отражать, отражать действительность. И сейчас время такого, что концентрируется все в переходном периоде, где сошлись многие циклы, и один из них называется – Сатья-Юга. Это в большой Кали-Юге, находится Сатья-Юга. Вот в этот период времени человечеству сейчас дана такая возможность стать монадными, в силу того, что действительно Буддхи, как излучатель этого луча, который становится ваханой или носителем разумной мощи, или мудрости, способен уловить человек и ясно отразить. Вот этому мы и учимся, это собственно и есть цель медитации.

С.П. Рошупкин: У меня небольшой комментарий, хотя, может быть, я скажу тривиальные вещи, я не большой знаток Тайной Доктрины. Мне очень понравилось идея Евгении Михайловны насчет трактовки Ах-Хи. Это действительно достаточно просто все объясняет, я не касаюсь многоплановости этого понятия, но то, что Ах-Хи очень похоже на Пралайю и Манвантару, это просто вот, как кольнуло сердце. А почему именно вначале «Ах», а потом «Хи», то есть вначале Пралайя, а потом Манвантара? Пралайя началась с какого состояния? Казалось бы, Пралайя после Манвантары, это было мне понятно. И вот тут естественно пришло, что действительно описано в первой Станце Е.П. Блаватской, и во второй Шлоке: когда Времени не было, оно покоилось в бесконечных недрах Продолжительности – имеется особое состояние, не совпадающее, неравное принципиально с Пралайей и Манвантарой. Что это за особое состояние я не знаю, но это качественно отличающееся состояние.

И вот из него почему-то вначале идет разложение, а потом создание Вселенных, это поразительно. И еще одно, может, тоже тривиальные вещи скажу, что в русском языке ум называется двумя словами – «Ум» и «Разум». Насколько я знаю, в английском языке нет этого понятия. Есть такой прекрасный писатель, ныне живущий в России, Алексеев Сергей Афанасьевич. У него есть книжка «Сорок уроков Русского». Слово «Разум» можно разделить на три компонента: «ра», «з» и «ум». Так вот, «Разум» у нас всегда на Руси понимался – «Зажжённый Ра», «Ум, зажженный Ра», божественный, связанный с высшими принципами. И тогда понятно, что Елена Ивановна Рерих совершенно правильно перевела английское слово, получился Вселенский Разум. Спасибо.

Е.М. Шабурникова По поводу «почему Пралайя в начале, а потом Манвантара». Начало не бывает Пралайей, когда начало, тогда это уже – Манвантара, а когда Пралайя – нет начала, вот какой нюанс.

Не бывает Пралайи полной, есть частичная Пралайя. Не было ничего, а когда было Начало, это уже Манвантара. И мы не можем говорить, что в начале – Пралайя, а потом Манвантара. Пралайя – это не было ничего, все было в потенции, а начало – это Манвантара, когда все начинается…По-поводу Разума. Ра – как Бог Солнца, или этот Свет, в третьей расе снизошел, и человечество стало монадным, эта монада стала проявляться, как нисхождение. Символически «Z» (зэт), который, если мы нарисуем букву Z, то увидим ее, как Разум, соединяющий верх и низ. «Разум», это соединяющее верх и низ, соединяющее начало и конец, день и ночь, циклы, и так далее. Потому что он находится, как раз в ясности. Вот такая идея, что Ах-Хи позволяют ясно видеть или понимать, они могут соединять этот Ум и Сердце, и мы становимся Разумными. Тогда луч этот сможет коснуться нас, тогда приходит ПОНИМАНИЕ.

Г.Г. Хмуркин: Шуточный комментарий сначала. Вот «Разум» еще можно разложить так: Ра – зум (zoom). Я надеюсь, что сегодня наша система, которая позволяет нам общаться, стала немножко более солнечной, но это шутка.

А сейчас еще некоторые филологические комментарии по поводу двух слов. Во-первых, слово Ах-Хи. Я пытался найти его и в санскрите, и в тибетском языке, нет никаких прямых указаний на то, что это санскритское или тибетское слово. Но за то в санскрите есть похожее слово, оно звучит так: «Ахии», с долгим «и» на конце. Это слово встречается в девятой книге, или как ее называют «Мандала», Девятой Мандале Ригведы, этому слову как минимум две с половиной тысячи лет, вот, и означает оно – Змий. Это вот я как раз некоторое добавление к тому, о чем говорил Михаил Николаевич Чирятьев. Был такой древний индийский филолог Яска, он составил словарь, такое собрание слов, которые встречаются в Ригведе. Вообще в ведических текстах. Он, как раз упоминает это слово «Ахии», вот которое произнес, там не два «х», не «ах-хи», а просто «ахии». Это слово обозначает, Яска его переводит как – «небо и земля», то есть вот такое вот интересное соединение, небесного и земного. Этот небольшой филологический комментарий к слову «Ахии, может быть как-нибудь добавит мысли к тому, о чем все говорили. Но мне представляется более сложным, наверное, вот этот Вселенский Разум. Я упоминал в своем докладе, что Вселенский Разум в Книге Дзиан фигурирует как слово «Кончок». Это слово, которое встречается в классических тибетский буддийских текстах, и оно в разных значениях в этих текстах фигурирует, но все эти значения очень возвышенные, то есть, это некое непередаваемое понятие, очень высокое философское. Одно из значений, это Драгоценность, на санскрите звучит как – «Ратна». Есть такое понятие как «Три Драгоценности»: первая – это Будда, вторая – Община, и третья – Учение Будды. Эти Три Драгоценности называются – «Триратна», то есть это то, что в общем-то является, так скажем, вершиной, духовной вершиной Буддизма, и самыми ценными вещами для человека, ставшего на путь буддийский. Второе значение слова «Кончог» в тибетском – это слово такое, supreme, самое высшее, верховное, некий высший духовный принцип, то есть то, что, наверно, на русском и английском языке не передает того, что это слово значит в тибетском языке. И вот любопытно, что, когда христианские миссионеры прибыли в Тибет и они начали, тибетцам рассказывать о Боге, о Высшем Духовном начале христианства, они как раз взяли вот это слово «кончог» для обозначения божества в христианстве. То, есть мы видим, что, то тибетское слово которое, которым Елена Петровна Блаватская перевела слово Высший Разум, как раз что-то очень высокое, и даже просто Вселенский Разум не передает того высокого смысла, но конечно, наши все земные слова достаточно ограничены.

В.С. Дылыкова: Я опять вернусь к своей системе расшифровки. Тибетское слово «Кончог» означает – наилучший, наивысший, самый лучший, и связан с главным тантрийским божеством по имени «Демь-чог». На санскрите это имя звучит как «Самвара» или «Самваара». В результате проведённых исследований, «Демь-чог», равноценен самому Будде. При расшифровке Будда означает планету Меркурий, которая в переводе на русский язык означает – Мудрый. Понимаете, вот Разум на тибетском языке существует как – Мудрость, которая равнозначна Вселенскому Разуму.

С. Ю. Пандей: Разум — это ключевой фактор в эволюции. Как обсуждалось ранее, разум — это связь между горним и вторым мирами, это такой соединяющий элемент, поэтому разум по сути отражает, универсальный разум, что в свою очередь является воплощением. Этот Вселенский Разум представляет собой сознание, индивидуальное сознание, будь то в нашем мире или в духовных практиках. Таким образом Разум — это очень важное понятие и наиболее ключевой фактор для любого исследования, он создает связь между людьми в мире. Только за счет существования разума мы можем понять, что такое майя. И возвращаясь еще раз к понятию разума, нужно понимать, что он существует на различных уровнях. Некоторые учения говорят, что существует два уровня, или, например, в Буддийской философии это количество куда выше, несколько сотен. Поэтому различные уровни существования разума признаются различными науками и даже психологией, наукой, религией. И когда мы говорим о Разуме, мы всегда должны уточнять о каком уровне мы говорим. Кроме того, нужно понимать, что разум сам по себе объединяет нижний уровень сознания и верхний уровень сознания. И все это достигается благодаря медитации, благодаря йоге, духовным практикам для того чтобы сделать это цикличным, завершить вот этот цикл, эту цепочку. Нужно помнить, что именно это помогает нам воплотить себя в лучшей степени, так скажем. Вот об этом я хотел сказать.

М.Н. Чирятьев: Я хотел сделать добавление к выступлению Г.Г. Хмуркина. Он не мог найти расшифровку Ах-Хи в тибетских и санскритских текстах. Нужно посмотреть, что значит слово «Ах-Ти». «Ах-Ти» - употребляется в Эдах, это скандинавский корень, и это значит – Дракон. Так что вот посмотрите внимательнее Младшую и Старшую Эдду, и тогда придет разъяснение. Кстати, хочу напомнить, что Николай Константинович Рерих, даже находясь в Монголии, когда они буддийским вещами занимались, у него были ассоциации со Скандинавией, с мезо Америкой, синтез такой межкультурный, он связан с какими-то глубинными корнями, связанными, наверное, миграциями еще остатков атлантов. Здесь нужно искать природу этих слов. Спасибо.

Е.М. Шабурникова: Михаил Николаевич, спасибо огромное. Очень интересный был коммент по поводу Ах-Ти, и что перевод со скандинавского, значит Дракон. Елена Петровна Блаватская говорит о первой семилучевой звезде, как проявление Дхиан-Коганов: «Пламенеющий Дракон Мудрости», тогда ясен перевод и приходит понимание.

По поводу рассуждения господина Пандея, хотела добавить, что Разум, который мы говорим, что может соединять небо, землю, проявленное, непроявленное и так далее. Но мы знаем, что есть семь тел, или принципов человека, которые Елена Петровна определила достаточно четко, Низший манас, Высший манас и так далее, и что их соединяет. А соединяет как раз тот самый пупок, или синтез, связующее звено, которое является пластиной Ума, это и есть Сердце, шестой принцип. Еще такая мысль пришла, по поводу этих слов, ведь есть три стадии развития сознания.

Сначала человек учится рассуждать, и работает его рассудок. Рассудок мы знаем, определяет низший принцип природы человеческого ума.

Потом человек учится размышлять, то есть он берет разные мысли, и он может их соединять, он размышляет.

А третья стадия, самая высшая, когда человек научается мыслить.

Так вот, рассуждать, размышлять и мыслить, это первый, второй и третий уровень проявления Ах-Хи, Дракона Мудрости. Вот такое добавление.

Я хотела бы поделиться с коллегами одной идеей. Вот смотрите, когда Елена Петровна говорит, что Ах-Хи это проводники, и вы сейчас некоторые достаточно много цитировали, что это Змеи Мудрости, они есть проводники Вселенского Разума и так далее. Но есть кое-что, что наводит на мысль что до проводников, до того, как Ах-Хи стали Хи, выдохом, существовал один нюанс. Давайте послушаем цитату Елены Петровны, и я расскажу свою идею, а вы скажите права я или нет. «Ах-Хи, Иерархия Духовных Существ, через которых проявляется Всемирный Разум, Дхиан-Коганы, проводники Вселенской Мысли и Воли, дающие и устанавливающие в природе ее законы» Вот это выражение Ах-Хи, которые устанавливают в природе ее законы, заметьте, то есть Ах-Хи вначале создают подходящую основу, которая только потом станет проводником. Что это за основа? Не делегировать свои законы Природе, а устанавливать ЕЕ законы. Это меняет вообще все. То есть Иерархия небесных существ, Дхиан-Коганы, они были сначала выказанной основой выявить в природе ее собственные законы, а не насаждать свои. Великое почитание было вначале, и только потом в материи пространства определенного плана, эти же Ах-Хи, стали проявлять это, они действуют согласно законам возложенных на них более высшими силами. Что это значит? Это значит, что вначале было выказано это Почитание выявить в природе ее законы, чем? Теми самыми законами, которые были возложены на Дхиан-Коганов более Высшими Силами. В первом проявлении Высшие силы спросили разрешения у низших, вот что это значит. Вот такой нюанс, и это меняет даже вообще Иерархическое представление, что вначале Высшие силы спросили у этой основы низшей, можем мы здесь вообще проявляться? Низшая основа была готова, то есть эти лучи Дхиан-Коганические, которые дали первый ослепляющий свет, они подготовили материю для проявления. Есть идея как это было. (рисует) Семилучевая звезда на этом плане, она дала ту самую основу, она и спросила, потом, мы все знаем что проводники Дхиан-Коганы, они стали исполнять Волю высшую до самого плотного нашего плана.

Так вот ведь не зря Дхиан-Коганы символизируются семилучевой звездой. Вот этот первый отблеск основы разрешения, это великое проявление высочайшей Иерархии, когда Высшее спросило у низшего, и низшее разрешило и Высшее начало проявляться как это появляется? Семилучевая звезда не просто так рисуется, не отрываясь одним движением. Потому что это единый луч, здесь нет семи лучей, они здесь есть только в потенциальности, это есть основа, единый луч в своих семи излучениях потенциальности еще непроявленных, вот эта вот светоносная материя, та самая которая является как Елена Ивановна Рерих пишет «Полотно Матери Мира» на котором только потом будет узор. Она и выказала это Почитание, она вот этот блистающий свет приняла. И это были лучи семи главных планет: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Этих семь лучей которые лежат в основании Калачакры, которые определяют двенадцать Нидан, семь лучей и пять стихий (7+5=12) Единое движение, заложенное внутри. Так вот этот Логос, который является первым проявлением, он в своей сути троичный. Он троичный в своей сути, потому что вот эта первая троичность дала семиричность, и проявилась здесь, в едином луче.

Вот идея такая по-поводу «устанавливающие в природе ее законы». Мне это показалось совершенно потрясающим, не свои законы Дхиан-Коганы стали устанавливать, а ее законы, той природы которая потенциально должна была проявится.

В.В. Ярый: вот сейчас вы задели самое основное для проявления индивидуальности. Так пробуждается индивидуальность, потому что люди, как в Учении говорится, бояться, что будут насиловать их индивидуальность, а на самом деле они просто ее еще пока не имеют. Так вот это говориться как раз о том, что пока не выказано почитание, то не может проявиться сознание как аспект индивидуальности. Оно не может проявиться, оно не может начать совершенствоваться, развиваться, эволюционировать, с этого все и начинается. И вот это состояние, я бы сказал, причина Беспричинной Причины, вот это очень важный момент. И если медитировать на понятия, то тогда мы приходим к природе вещей, потому что сама природа вещей беспричинна, но беспричинна не в том смысле, что у нее нет причины, а она просто воздействует в нас спонтанностью, смотрите, спонтанностью высшего закона этого Дхармы, там импульс идет, и поэтому беспричинный сам импульс. Он беспричинный, бессознательный, его так считают. И в природе человека проявляется как инстинкт, понимаете, но не низкий инстинкт, а инстинкт духа, это то, к чему мы должны прийти. Оказывается, это инстинктивность высшего порядка движения духа, или горение вот этого огня духа, или зерна духа, который в себе содержит саму суть сути. Это очень важно, и тогда беспричинная причина всего в нас – естественный позыв, это следствие накопления, само накопление, и действует из чаши в виде почитания. Как все в Космосе, так и в человеке.

Е.М. Шабурникова: Так вот, Всемирный Разум который существует всегда и в Пралайе и в Манвантаре, он неизменен, а Ах-Хи имеют это свойство сделать ноумен феноменом через подходящую основу или стать проводниками. Вот настолько просто и ярко объяснена сама задача Ах-Хи и кто они такие. Действительно, Пламенеющие Драконы Мудрости.

Н.А. Бикалова: Дорогие друзья, вы знаете, на самом деле я узнала очень многое для себя нового, но хотела бы добавить и на ваш суд представить урок двадцатый Учения Храма Человечества, который, помните, Учитель Илларион давал ученикам в Храме Человечества более ста лет назад, и вот в Халсионе были изданы очень многие такие произведения, которые еще многим предстоит изучить. Так вот есть в томе первом такой урок, двадцатый, он называется «контроль над жизненными силами». Он начинается очень, такой глубокой фразой, которая звучит так: «в конечном счете все Бытие представляет собой вибрацию, и все темы… и так далее, и так далее… развиты, и появились, вот как раз различной скоростью этой вибрации». И вот что говорится там, и в том числе о Троице, наша любимая тема которая звучала и вчера и сегодня. И вот замечательно прозвучало в докладе Евгении Михайловны Шабурниковой. Так вот, там говорится «великая творческая сила, определяемая оккультистами как жизненный принцип, в своем высшем аспекте является Троицей, состоящей из желания, воли и разума. Желание – руководящая сила вселенной, в своем высшем аспекте является любовью», вот о чем уже говорил Владимир Васильевич, вот, «воля – движущая сила, ускоряющая энергию содержащую в матрице, и основной принцип звука, Разум-Свет, то есть там Разум, тире Свет, порождающая сила, в тоже время матрица временная, в которой желания и воля сливаются». И вообще там столько еще неизданного в Храме Человечества на эту тему. И я благодарю за новые мысли, которые появились в результате этого обсуждения.

В.В. Колганов: Я хотел бы прокомментировать обсуждение, и эти комментарии, связанные с таким замечательным трудом розенкрейцера Маркса Генделя. Этот труд, называется «Космологическая концепция розенкрейцера». Макс Гендель серьезно задается вопросом зачем необходимо период тишины или период пралайи. С точки зрения Макса Генделя, Пралайя необходима для чего, для того чтобы преобразовать весь тот опыт, который был накоплен в период Манвантары. Почему? Потому что опыт — это проявление, прежде всего, свободной воли существ, которые в этот период жили. И в результате мы имеем такое явление как эпигинез, или еще можно назвать это явление другим словом, преформизм, то есть это свободная воля, заключающаяся в свободе начинать что-то абсолютно новое. И вот это абсолютно новое в период Манвантары появляется, затем это абсолютно новое включается в общую картину, и за тем следующая стадия проявления: уже действительно Высшие существа, исходя из опыта существ низших, как бы формируют для них более благоприятную, более прекрасную и более благую среду, то есть получается, что действительно Воля низших учитывается Высшими, и именно это происходит в период Пралайи.

Ритва Лаппи: Я просто хотела бы сказать кое-что по поводу коммуникации, это очень важно. Я думаю, что сегодня в теософском обществе есть то, что мы действительно понимаем, что такое карма, но я имею в виду по-настоящему понимать. Если вы понимаете ее на глубинном уровне, то нам необходимо изучить абсолютно все. И я думаю, что это самое важное сегодня, потому что это касается того, как мы работаем совместно, и мы можем тогда спастись все вместе. Я думала и сегодня, и вчера, и я хочу спросить, это одна из моих уже давних мыслей. Но когда мы говорим время, и как мы пользуемся временем. Есть восемьдесят четыре тысячи и затем в минуте у нас шестьдесят секунд. У нас есть затем три тысячи шестьсот секунд, а затем восемьсот шестьдесят тысяч секунд. Но я думаю, вы понимаете, что я имею в виду, есть двадцать четыре часа, и в каждый момент у нас это есть. И в каждый момент у нас действительно есть все эти дары, если мы это по-настоящему понимаем. И каждый раз это спасает нашу карму, раз мы будем учиться, то тогда мы может учиться, и мы можем распространять эту информацию. И это на самом деле очень важная задача, это очень важная сторона теософии. Нам не требуются догмы, нам требуется очень глубинное понимание, и это как раз пример буддийской идеи. И на самом деле исследование Тайной Доктрины — это очень сложная задача, возможно, вам она понятней, вам она ясней, но я долго думала о ней, пыталась понимать, вот пыталась понимать буддийские идеи. Я хотела бы сказать вот что, если кто-то просто понимает, что у нас есть эти минуты, эти секунды, у нас есть восемьдесят четыре тысячи, может быть кто-то просто понимает, может быть, вы хотите рассказать. Я хочу поблагодарить также переводчиков, вы просто прекрасны, у вас прекрасные голоса, просто прекрасно в течении двух дней, слушать вас. И если вы можете переводить, если вы можете переводить мой английский, вы просто прекрасны. Спасибо вам большое. Это все что я хотела сказать.

М.Н. Чирятьев: Дорогие друзья, хочется сказать, что все идущие испытания человечества, конечно, связаны и с новой космической пространственной обстановкой, с тем, что идут новые огненные лучи на землю, и то, что сближаются миры, то, что сама планета меняется, рождается новая земля и новое небо. Но я хочу сказать о том, что мы живем уже в ауре Великого Прихода. И Великий Приход, сама энергетика Великого Прихода, она порождает тоже все испытания. С одной стороны, очищаются огненные низшие слои тонкого мира, это принцип Камы очищается, и очень много болезненных процессов из-за этого, из-за того, что просто массовое одержание происходит, что было давным-давно предсказано, происходят эти самые эпидемии различные психические. Это процесс, связанный с очищением и неминуемым эволюционным процессом. И мне хочется напоследок напомнить вам Бхагават Гиту, это тоже связано с Великим Приходом. В четвертой книге Багават Гиты в четвертой главе говорится: «Непреходящую эту йогу я возвестил Вивасванту; Вивасвант поведал Ману, Ману сообщил Икшваку. Так один от другого Раджи-Риши ее познавали; Но через долгое время утратилась эта йога. Именно эту древнюю йогу ныне тебе возвещаю, Ибо ты друг мой и Бхакта; в ней высочайшая тайна». Арджуна сказал: «Ты родился позднее, раньше Вивасвант родился, Как же понять мне, что ты ее известил изначально?» Шри-Бхагаван сказал: «Много у меня прошлых рождений, у тебя также, Арджуна, Я знаю их все, ты же своих не знаешь, подвижник. Я Атман, нерожденный, непреходящий, Я существ Владыка, И все же, будучи выше своей природы, Я рождаюсь собственной Майей всякий раз, когда ослабевает Дхарма и беззаконие превозмогает. Я создаю себя сам, Бхарата, для спасения праведных, для гибели злодеев, для утверждения Закона, из века в век Я рождаюсь».

И я хочу напомнить вам, что Махатма Мория относится к роду Икшваку, которому, согласно Вишну Пуране и в Матсья Пуране, суждено после Кали-юги восстановить кшатриев Солнечной династии и в древности именно кшатрии были древней кастой, к которой принадлежит Кришна. Власть грядущего Калки-Аватара будет духовной, и напоследок хочется процитировать Евангелие от Иоанна, о том, что люди в духе едины с их прародителем и идут его путем, говорит это Евангелие. “Говорит ему Иисус: «Я есть путь, истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Мир не будет видеть Меня, вы же будете видеть, ибо Я живу, и вы будете жить так же. В тот день узнаете вы, что Я в Отце, вы во Мне, и Я в вас»”. Вот этим единством великим, этой великой формулой хочется поприветствовать всех, и поприветствовать будущий наш пятый Конгресс.

Е.М. Шабурникова: Спасибо большое. Прекрасное добавление. Дорогая Ритва, очень проникновенно и Вы говорили. И опять мы коснулись вот этой глобальной темы пространства и времени, и все-таки думаю, что мы посвятим пятый Конгресс, который пройдет в 2021 году в Сочи, этой теме. Как раз мы будем разбирать уже четвертую Шлоку, и я думаю, что это будет очень актуально, и те вопросы, которые Вы задавали самой себе, Ритва, они в такой вот групповой научно-исследовательской работе могут найти свое проявление. Ритва Лаппи заметила, как переводят наши переводчики.

Мы бы хотели выразить благодарность нашим семи переводчикам, которые сейчас в прямом эфире. Они настолько прониклись этой идеей, они так вдохновенно переводят все ваши слова, что получается совершенно поэтическое повествование. Огромное спасибо переводчикам это – Юлия Никитина, Анна Дув, Ольга Исаева, Татьяна Арзамасова, Мария Пономарева, Виктория Романенкова, Егор Турлей. Спасибо вам огромное за ваше вдохновение, за ваш перевод, вы старались донести эти великие символы, такое тонкое и мудрое звучание слова через свою эмоцию, и это чувствовалось в каждом моменте вашего объяснения.

Дорогие друзья, итак, подведем итоги. Шлока III, Станца I

Заметьте, по Планам Бытия, Станца один отображает тождественность именно первого непроявленного Плана, то есть мы с вами находимся еще пока в Абсолютном. Шлока три нас направляет к тому, что мы находимся на третьем Плане – Махата. Это тот самый Разум, который может быть проявлен. Один плюс три, будет четыре, значит мы находимся в форме или проявлении того четвертого Плана, который нисходит, есть такое слово у Елены Петровны: нисходит на нижележащий План и сияет.

В этот момент, когда это все есть в потенции, Вселенского Разума не было, ибо еще была Продолжительность Пралайи, потому то не было Ах-Хи, той основы через которую он мог бы проявится. И самое главное, не было Ах-Хи, чтобы вместить этот Вселенский Разум. Только при вмещении он мог бы быть проявлен, и только при вмещении он будет проявлен и будет продолжение, когда начнется дифференциация и, конечно, идет целая мистерия и космогония, и объяснение Иерархии небесных существ, а их множество.

Огромное всем спасибо дорогие делегаты Конгресса. Научно-исследовательская группа, вам отдельное огромное спасибо за работу на Круглом столе. Теософские знания в мир входят уверенно, имея научную основу, они обладают способностью ответить на любой вопрос, объяснить любое явление с новой точки зрения. Эти знания даны в Тайной Доктрине, которую Елена Петровна посвятила всем истинным теософам. Мы живем в то время, когда востребованность и актуальность изучения и обсуждения Станц Дзиан Тайной Доктрины Блаватской очевидны. Исследуя научный фундаментальный труд Тайную Доктрину, мы утверждаем имя Елены Петровны Блаватской и признаем Ее неоценимый вклад в развитие мировой науки и культуры. Сегодня каждый из участников внес свою лепту в признание Елены Петровны Блаватской. Всем огромное спасибо!